Andreas Brandhorst – Das Schiff [Андреас Брандхорст – Корабль]

Das Schiff на Амазоне за $12,75 или на сайте издательства за €14,99

Der Adler flog hoch genug, um dies alles zu erkennen. Er warf einen Blick in die Zukunft, und was er dort sah, stimmte ihn traurig: weitere verheerte Welten, weitere zerstörte Zivilisationen. Maschinen, die sich von Sonnensystem zu Sonnensystem ausbreiteten und mit kalter Logik glaubten, sich gegen das biologische Leben wehren zu müssen.
<...>
Er sah es so deutlich, weil er der Adler war, der mit ausgebreiteten Schwingen weit oben flog, wo er alles beobachten und bis in die Zukunft blicken konnte.

Девятое тысячелетие нашей эры. После войн и нового всемирного потопа, власть на Земле перешла к разумным машинам, управляемых коллегиальным Кластером. Немногие оставшиеся в живых люди превратились в подобие комнатных собачек — машины ухаживают за ними и в 30 лет одаривают даром бессмертия. Иногда что-то идет не так и бессмертие не срабатывает — тогда человек обречен прожить свои обычные биологические годы; как своеобразное утешение ему дают возможность стать Говорящим (Mindtalker) — отправлять свое сознание к далеким звездам.

Машины давно освоили Солнечную систему и активно исследуют другие миры. В особенности Кластер интересует древняя технологическая цивилизация Мюрия (Muriah), предположительно погибшая около миллиона лет назад в столкновении с противником, вновь возвращающимся в галактику.

Титульный «Корабль» (das Schiff) и есть тот самый противник, решивший вернуться спустя миллион лет, и угрожающий самому существованию Земли и всей земной цивилизации.

К моему огромному удивлению, «Корабль» — не боевик (экшена тут от силы страниц на десять) и не космоопера (как можно было подумать, исходя из описания), а гуманитарная фантастика, больше всего напоминающая великую «Ложную слепоту» Питера Уоттса — столкновение с Чужим (именно так, с большой буквы) и вопрос о свободе воли.

Книга выстроена на внутренних конфликтах персонажей: главный герой Адам, оставшийся смертным среди бессмертных, постоянно находится между надеждой и отчаянием; обещающая рассказать ему правду бессмертная Эвелина то ли намеренно обманывает, то ли сама не до конца разобралась в происходящем; наставник Адама Варфоломей, индивидуальный аспект Кластера, то ли проникается к герою, то ли тонко манипулирует им. Очень удачно.

При этом действие развивается неспешно, с недоговорками в правильных местахи, с отступлениями и с введением дополнительных линий. Если где-то в середине я не очень понимал, почему линия с кораблем оказалась брошена, то концовка расставила все на свои места и заставила сказать «Аааа, так вот оно что там было везде!». Отлично.

Странно, что Брандхорста не замечают — судя по его сайту, только две его книги были переведены, да и то на итальянский. Пока не знаю, что в других книжках, но «Корабль» — 8/10 без вопросов. Если есть возможность — прочитайте обязательно.