Те, кто в русских народных прибавят басы

Конечно, не могу не восхищаться новостью про суд на «Доме 2». Я вот и раньше говорил, что Россия — страна победившего постмодерна. Государство в нашей стране отсутствует, это тот самый симулякр, давно оторванный от реальности, описанный нашим французским другом Жаном Б. Многочисленные конфликты, на которых активно кормятся СМИ — конфликты отсутствия государства. Чтобы все-таки привлечь к ответственности любителя под синькой помахать травматом понадобилась Манежная площадь, чтобы обратить внимание на сомнительное качество бесплатного детского отдыха потребовалась гибель 14 человек.

Единственное оружие власти, ее единственная стратегия против этого вероломства состоит в том, чтобы снова инъецировать повсюду реальное и референтное, в том, чтобы убедить нас в реальности социального, в важности экономики и целесообразности производства. Для этого власть использует преимущественно дискурс кризиса, а также — почему бы и нет? — дискурс желания. «Принимайте ваши желания за действительность!» следует понимать как последний лозунг власти, поскольку в ирреферентном мире даже смешение принципа реальности и принципа желания менее опасно, чем контагиозная гиперреальность. Пока остаются принципы, власть по-прежнему обоснована.

~ Жан Бодрийяр — «Симулякры и симуляция»

По сути, государство в России представлено медийным образом Бога-Императора, осиянного тысячью вспышек (а также — периодически — ебаклаками с мигалками, которые напоминают о неком государственном устройстве атрибутикой власти — ездой по встречке, мигалкой, номером АМР).

Не удивительно, что единственно действующий суд (и адвокаты, и прокуроры) появился на реалити-шоу. Причем, отметим, суд не столько уголовный, хотя и судить будут за драки и т.п., и уголовных дел, связанных с участниками шоу хватает, сколько суд нравов — вполне в духе времени. Life пишет, что «ведущие проекта Ольга Бузова и Ксения Бородина будут выносить приговор провинившимся участникам проекта, а те будут отбывать наказание за драки, оскорбления, измены и аморальное поведение». А основанием для рассмотрения дела может стать петиция зрителя, собравшая не менее 1 000 лайков.

На сайте самого «Дома 2» приводят пример такой петиции:

Я считаю Татьяну Владимировну Африкантову злостным провокатором! Она постоянно влезает в отношения Марины и Андрея. Если бы эта женщина не подняла вопрос о бывшей жене Чуева, у него не сдали бы нервы. Именно из-за нее Марина и Андрей сейчас расстались. Требую наказать Татьяну Владимировну и посадить ее в «изолятор» на сутки!

Это уже, конечно, Фуко, писавший в «Надзирать и наказывать» о средневековых признаниях под пытками:

Акт расследования и элемент наказания здесь как будто смешались. Виновность не «начиналась» после того, как собраны все доказательства, она создавалась шаг за шагом, каждым из элементов, позволявших установить личность виновного. Так, полудоказательство не позволяло считать обвиняемого невиновным вплоть до доведения доказательства до полного: оно делало обвиняемого полувиновным. Самая ничтожная улика, относящаяся к тяжкому преступлению, клеймила обвиняемого как «немного» преступника. Короче говоря, доказательство в судебно-правовой сфере строилось не по дуалистическому принципу: истина или ложь, — но по принципу постепенной градации: некоторая степень доказательства уже означала некоторую степень виновности, а следовательно, и какое-то наказание. Подозреваемый как таковой всегда заслуживает некоторого наказания: навлекший на себя подозрение не может быть абсолютно невиновным. Подозрение предполагает элемент доказательства со стороны судьи, признаки определенной степени вины со стороны подсудимого и ограниченную кару со стороны уголовной системы. Подозреваемый, если он оставался просто подозреваемым, несмотря ни на что, не признавался невиновным и подвергался определенному наказанию.

Идеальное следствие, идеальное обвинение, идеальный суд, идеальная тюрьма с миллионами надсмотрщиков-обвинителей-адвокатов, при этом существующая только в прямом эфире, который идет постоянно. Такая вот новая форма добровольного Паноптикона Фуко/Бентама. Не знаю, понимают ли сами авторы всей гениальности своей задумки, но я лично нахожусь в восхищении.

ixae0-1kTKA