Calling All the Stations [итоги 2017 года]

Игра года — Pyre [Runner-up: Night in the Woods]
Фильм года — Логан [Runner-up: Baby Driver]
Сериал года — American Vandal [Runner-up: Stranger Things]
Альбом года — Darren Korb — Pyre OST
Книга года — Лев Данилкин — «Ленин. Пантократор солнечных пылинок»
Левая резьба года — Hellblade: Senua’s Sacrifice

Играми года для меня становятся две инди. Pyre от студии Supergiant — прекрасная история про изгоев, пытающихся вернуться домой или хотя бы окончательно смириться со своим изгнанием. Ближе к концу, когда получаешь возможность решить судьбу ваших знакомых, у тебя просто сердце кровью обливается (без спойлеров). Просто невероятный визуальный стиль, прекрасное письмо, красивейшая музыка и отличная озвучка. Великолепно без всяких «но».

Night in the Woods, по правде, игрой можно назвать весьма условно — это скорее визуальная новелла с парой прикрученных игровых механик. Но история про антропоморфную кошечку, от бессилия возвращающуюся в свой маленький умирающий городок, выворачивает тебя наизнанку.

Если расширить список игр, то туда обязательно попадут Persona 5, Nier: Automata, What Remains of Edith Finch, Horizon: Zero Dawn и Battlefield 1: In the Name of the Tsar. В январе ко мне приедет Nintendo Switch, так что смогу полноценно поиграть в «Зельду», «Марио» и даже Hollow Knight.

В этом году телевидение, кино (и уж тем более сериалы) окончательно проиграли для меня играм — примерно в 99,9% случаев игры больше, умнее и лучше примерно всего, что выходит на экраны и на сайте Rutracker в домашний прокат. Поэтому новые фильмы я почти не смотрел, больше пересматривал старые. Фильмом года становится «Логан» — примерно идеальная экранизация игры The Last of Us и так себе экранизация комикса Old Man Logan. Еще в этом году вышло целых два российских фильма, которые мне понравились: хорошая комедия от хорошего режиссера Романа Каримова «Гуляй, Вася!» (с прекрасной Любовью Аксеновой), и неожиданно хороший арт-хаусный фильм про Рашку-говняшку «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», который оказался достаточно неплохой лентой про людей. Всякую дрисню типа Звягинцева и «Матильды» я не смотрел — я ж не идиот.

Из сериалов смог досмотреть только два: роскошный American Vandal — злющую сатиру на взаимоотношение власти и СМИ, ну и сразу два сезона Stranger Things — ностальгия по детству, которого у меня не было.

Вот что совсем как-то поплыло — музыка. Чаще всего я переслушивал как раз саундтрек к Pyre (послушайте вот живое выступление Даррена Корба и Эшли Барретт). Ничего другого на ум не идет, в основном слушал старое.

С книгой года неожиданно просто — данилкинская биография Владимира Ильича оказалась очень хорошей.

С левой резьбой тоже просто — тут лучшей становится страшнейшая история про кельтскую девушку Сенуа с тяжелой формой параноидальной шизофрении Hellblade. Еще более страшной эту игру делает тот факт, что от судьбы Сенуа, в общем-то, мало кто застрахован.

Разочарованием года однозначно стала платформа Xbox. Я очень давний фанат Microsoft, но в этом году мое терпение кончилось, поэтому я купил Playstation 4. Всего за год у Sony вышли Persona 5, Nioh, Horizon: Zero Dawn, Nier: Automata, Tales of Berseria, Uncharted: Lost Legacy, переиздания Final Fantasy IX и Final Fantasy XII — и каждая из них очень клевая, способная занять часов на 100. Все, что может предложить в этом году Microsoft — RTS Halo Wars 2 (нет уж, спасибо) и Cuphead, который, конечно, красивый и хороший, но я в платформеры играть совсем не умею, и потому не люблю. И это не говоря уже о том, что именно благодаря PS4 я заново открыл для себя мир jRPG.

Как-то так.

Картинка — Горький

Вот интересно про оскал капитализма и невидимую руку: из-за высокого проникновения онлайн-торговли покупатели ищут не конкретный бренд (“купить штаны Nike”), а категорию (“купить штаны”), причем это касается почти всех вещей, кроме, кажется, топового люкса, который, впрочем, существует только благодаря нашим, китайцам, да арабам.

В таких условиях Amazon уже готов диктовать правила игры тому же Nike, который летом 2017 начал продавать кроссовки напрямую на Амазоне. А если кому что не нравится, то продавай сам, вон, с сумкой у метро встань, а у ритейлера найдется своя марка с той же самой  вьетнамской потогонки, но дешевле.

[via The Bell]

Большая книга 2017

«Большая книга» в этом году дала совсем небольшой шорт-лист, а Букмейт предоставил открытый доступ ко всем книгам, так что решил прочитать все.

Лев Данилкин — «Ленин. Пантократор солнечных пылинок»

Мой личный лидер «Большой книги 2017». Огромная, многословная, невыразимо прекрасная биография Владимира Ильича сквозь призму географии.

Шамиль Идиатуллин — «Город Брежнев»

Runner-up. История одного года жизни пацана из Брежнева (сейчас — Набережные Челны). Одновременно coming of age story и попытка ухватить ужас момента, когда страна начала разгоняться по дороге, ведущей к обрыву.

(Ранее я пытался читать «Убыр» Идиатуллина — городской хоррор, основанный на татарском фольклоре — но быстро сдался).

Михаил Гиголашвили — «Тайный год»

История психологического слома Ивана Грозного, на год попытавшегося удалиться ото всех дел.

Первый позыв — сказать, что это производственный роман, который можно легко сократить до цитаты из известного фильма: «А вы думаете, нам, царям, легко?». Позже книга раскрывается — за мощью, сосредоточенной в руках одного человека, стоят хворь, вороватый люд, опиатная зависимость и шанкр.

«Тайный год» гораздо лучше «Захвата Московии», но, на мой взгляд, не дотягивает до «Чертового колеса» — opus magnum Гиголашвили, огромного и масштабного романа про героиновых наркоманов в Грузии конца 1980-х, придавленной рушащимся Советским Союзом.

Андрей Рубанов — «Патриот»

Главный герой — успешный банкир и то ли миллионер, то ли миллиардер (Рубанов не в курсе нулей и вообще цифр) переживает экзистенциальный кризис и все собирается уехать на войну. Собирается так: говорит, что уедет, а ему говорят, чтоб он не ехал, тебя же там убьют, дурак. В итоге он, конечно, решается и покупает билеты куда-то в Донбасс, но потом мчит в Лос-Анджелес (тут согласен, если выбирать, то я тоже за ЛА).

С, так сказать, творчеством Рубанова я был знаком — читал его «Хлорофилию» (смесь пелевинского «Снаффа» и «Дня триффидов» с базовым киберпанковским high tech low life, вечером полистать можно) и «Сажайте, и вырастет» (производственный роман про чмошников, которые думают, что они то ли бандиты, то ли бизнесмены), поэтому особо ничего от «Патриота» и не ждал. Но то, что получилось, настолько плохо, что хочется как-то даже поздравить Андрея Рубанова. Если хотите знать, как выглядит трата бумаги и деревьев — вот так вот и выглядит. 400 страниц отборной графомании, я впечатлен.

Алексей Сальников — «Петровы в гриппе и вокруг него»

Упоительные истории про среднестатистическую российскую семью из Екатеринбурга. Впечатлительные телочки наперебой говорят про «российский магический реализм» и «мироощущения современного человека» (и где только эти отвратные речевые штампы подхватывают), но на деле это скорее похоже на посты в ЖЖ года 2007 (помните, была даже такая серия типа «Литературный ЖЖ», к счастью, убитая кризисом-2008?)

Сергей Шаргунов — «Катаев: Погоня за вечной весной»

Признаюсь, про писателя Валентина Катаева я совсем ничего не знаю: фамилия смутно знакома, но в школе не проходили (кажется), книжек не читал, да и не хочу, поэтому биографию прочитал по диагонали. Кажется, Катаев был отменным мудаком.

Что еще сказать — не знаю, мне было очень скучно это читать.

Игорь Малышев — «Номах», Сергей Самсонов — «Соколиный рубеж» и Алексей Слаповский — «Неизвестность»

Говно.

Я почему-то сразу вспомнил серию Саус Парка про Стэна, который постарел. Помните, он там смотрел кино – видел говно, слушал музыку – слышал пердеж. Вот тут у меня тоже самое.